МБОУ ДО "Кашинская детская школа искусств"

ЗАЧЕМ НУЖНА РЕБЁНКУ МУЗЫКА?

Странный на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Естественно, скажут они, мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. Какой же результат должен получиться в конце самого процесса формирования гармоничной личности?

Сегодняшнее положение детской музыкальной педагогики в свете вышесказанного напоминает мне ситуацию из русской народной сказки: «пойди туда, не знаю куда». Но, как и в сказке, отчаянные, талантливые и творческие смельчаки идут и находят нечто удивительное. Их успех объясняется необыкновенной чуткостью к интересам и потребностям ребят. Дети в благодарность за это распахивают им свои сердца, превращаясь в эльфов, понимающих язык ветра и цветов, умеющих видеть музыку. Такие кудесники несут в педагогическую практику свой волшебный опыт, и каждый родитель в глубине души хотел бы отдать к ним своего ребёнка.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Ценно для каждого из нас то, что затрагивает лично, не только душу, но и тело. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.

«Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считается не рассудком, а динамическим состоянием тела – соинтонированием, пантомическим  движением», – пишет известный музыковед, профессор В. Медушевский.

Знание о музыке чувственно и глубоко субъективно. Необходимость в объективной интеллектуальной информации (музыкальной грамоте, истории музыки) возникает позже, когда у детей появляется живой интерес к самой музыке. Еду любишь потому, что она вкусная, а не потому, что она состоит из белков, жиров и углеводов. Этого можно всю жизнь и не знать. Как можно и не знать ничего о жанрах музыки и нотации, но любить её.

 

Музыка – чудесный источник положительных эмоций

Если меня как детского педагога-музыканта и одновременно родителя спросят: «Зачем нужна музыка вашему ребёнку?» – я отвечу, что хочу обогатить его жизнь. Но за этой короткой фразой стоит сложная задача: привить ребёнку желание и умение музицировать, научить его выразительно пользоваться звуками. Необходимо, чтобы человек знал, что музыка – это чудесный источник положительных эмоций, который есть в нём самом: пой, играй, насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь. Мне известно, что в современной школе нет другого урока, на котором можно было бы учиться чувствовать себя и других, учиться невербальному общению, суметь находить радость в коллективном сотворчестве. Я знаю из научных исследований о великой силе воздействия творческого музицирования на весь процесс формирования личности, и мне хотелось бы, чтобы это воздействие не миновало моего ребёнка.

Я знаю из собственной практики, это желание играть звуками – неистребимое желание детей, и не хочу идти против их природы. Вот зачем юным ученикам и моему ребёнку нужна музыка. Как настойчиво тянется малыш к погремушке, чтобы самому её потрясти и самозабвенно наслаждаться её простейшим звуком! Он не хочет смотреть, он хочет быть участником потешек, которых так много знали наши бабушки и совсем не знают молодые мамы.

Исследование малышом звучащего мира продолжается ещё два-три года: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики, пищалки и свистульки. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если получается ритмично.

Но вот всё стучащее и гремящее в доме исследовано, и вы замечаете, что малыш не может усидеть на месте, когда звучит подвижная ритмичная музыка: кружится и прыгает до изнеможения, хлопает в ладоши, топает ногами, что-то приговаривает. Он очень любит веселиться вместе со взрослыми. Безотчётная радость ребёнка заражает, вовлекает всех в незатейливое музицирование.

Никому в голову не придёт задуматься, отчего такое простое движение под музыку дарит столько удовольствия? Почему взрослый человек иногда напевает себе что-нибудь «под нос», а умеющий хоть немного играть на каком-либо инструменте музицирует в тиши?

 

Тайна музыки – в гармонизации души

Обратив взор в глубины своих ощущений, взрослый человек обязательно вспомнит хотя бы одно мгновение в своей жизни, когда ему молитвенно и благоговейно хотелось произнести: «Спасибо, музыка, за то, что ты есть, что ты иногда становишься прибежищем моей души, утешаешь её в горе и умножаешь её радость. Поэтому я иногда пою, как могу, или пускаюсь в пляс под музыку, хотя совсем не умею танцевать».

Эта уникальная человеческая особенность даёт нам возможно понять, насколько всеобщей является потребность выражать себя в звуках, дарованная человеку от рождения. Каждый наделён этой способностью, только в разной степени.

Возможно, одна из сокровенных тайн музыки состоит в «гармонизации души», в таинстве познания своего внутреннего мира.

Мудрецы античности: Пифагор, Аристотель, Платон – приписывали музыке уникальную силу, способную гармонизовать душу по законам Вселенной. Много веков назад целители знали об удивительной способности звуков воодушевлять или успокаивать. Но, как известно, душевная гармония невозможна без физического здоровья. Ещё тысячу лет назад врач Авиценна лечил музыкой больных.

 

Исследования реакции организма на музыку

Развитие науки позволило учёным исследовать физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыку, дать научное объяснение музыке как средству против стрессов и усталости, повышающему жизненный тонус, работоспособность и иммунитет человека.

Многочисленными исследованиями подтверждена польза музыкальных реабилитологов в системе охраны как психологического, так и физического здоровья людей. Это известный факт, что музыка применяется в лечебных целях не одну тысячу лет. Профессиональная система подготовки специалистов в области музыкотерапии есть и в России. Отделение музыкальной терапии и реабилитации Российской академии музыки имени Гнесиных было создано с целью обеспечить в России систему подготовки профессиональных специалистов в области музыкальной реабилитации и терапии.

Исследования реакции организма на музыку на клеточном уровне доказали, что все клетки организма, включая и патологические, раковые, так или иначе откликаются на музыку. Музыка действует на кожу, на точки акупунктуры, на рефлекторные зоны даже тогда, когда сам пациент её не слышит. Во многих случаях такое воздействие оправдано и даёт хороший лечебный эффект.

Каждый день на нас воздействуют различные страхи, стрессы… Позитивный настрой, закодированный в музыкальном послании, гораздо действеннее, чем любое словестное внушение.

Музыка влияет не только на центральную нервную систему, но и на функции других жизненно важных физиологических систем организма: кардиореспираторную, мышечную, пищеварительную.

        Европейскими специалистами было доказано, что музыка действует избирательно – в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором она исполнена. Кларнет положительно влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуют на сердечно-сосудистую систему, флейта положительно воздействует на лёгкие и бронхи.

Но музыкальное внушение может быть и социально опасным. Музыка имеет огромное социальное значение, сейчас, к сожалению, окружающие нас акустическое поле по преимуществу деструктивно.

 

Музыка против боли и болезней

Специалисты из Австрии под руководством клинического психолога и психотерапевта Франца Вендтнера установили, что прослушивание пациентами, страдающими от хронических болей после операции по поводу грыжи межпозвоночного диска, музыки в сочетании с определёнными расслабляющими упражнениями не только уменьшает болевой синдром, но и улучшает сон. При этом достаточно 25 минут музыкотерапии в день.

Немецкий специалист Дагмар Густорфф с помощью музыки возвращает к жизни людей, страдающих от приступов эпилепсии или пребывающих в коме. Сидя возле больничной койки, она поёт в такт дыханию больного. Выздоровев, пациенты вспоминали: «Я чувствовал, что кому-то хочется, чтобы я жил. Я чувствовал!»

 

Музыка может делать человека счастливым

Используя специальные методики сканирования человеческого мозга, американские учёные установили, что при прослушивании особенно трогательных мелодий активизируются те же участки мозга, что и в состоянии эйфории, вызываемых едой или сексом. Эффект достигается от музыки, от которой, по словам обследуемых, мороз по коже.

 

Мозг воспринимает музыку как ещё один иностранный язык

К такому выводу пришли учёные из Ливерпульского университета, которые с помощью трёхмерной магнитно-резонансной томографии исследовали зону мозга, ранее считавшуюся связанной исключительно с функцией речи.

Врач Альфред Томатис предложил свой оригинальный метод подготовки артистов и музыкантов, а также лечения детей с выраженными физическими недостатками или нарушениями психики с использованием музыкотерапии. Среди его многочисленных клиентов был и Жерар Депардье – в ту пору юный, совсем безвестный артист, плохо владеющий французским и к тому же заикающийся. «В тот день, когда я впервые разговаривал с Томатисом, мне не удалось безошибочно произнести ни одной фразы», – вспоминал Депардье. Томатис определил, что у его пациента серьёзные проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы каждый день по два часа слушать Моцарта. Через несколько месяцев Депардье говорил, как пел.

Профессор музыки и терапевт из университета Восточного Кентукки Артур Херви изучал влияние музыки на работу нашего мозга. По его мнению, наибольший положительный эффект даёт музыка эпохи барокко. Наш сердечный ритм составляет в основном 68-72 удара в минуту, в то время как ритм музыки Баха, Генделя, Вивальди, Корелли составляет 60 четвертей в минуту. При прослушивании музыки барокко пациент расслабляется, его сердце подстраивается под этот ритм и кровоснабжение мозга изменяется – судя по всему, в лучшую сторону. А вот быстрая громкая и диссонантная музыка, напротив, даёт негативный эффект.

Болгарский психолог Георгий Лозанов выявил, что лучше всего пациентам помогает струнная музыка, исполняемая в ритме 64 четверти ноты в минуту. Он тоже считает, что музыка эпохи барокко особенно благотворно сказывается на больных, позволяя им расслабиться. Тихая струнная музыка заметно улучшает способности человека и особенно его внимание.

 

«Человек и зверь и пташка…»

Тихие мелодичные звуки замедляют пульс, снижают артериальное давление, расширяют сосуды, а вот громкая рок-музыка не лечит, а «калечит»: ухудшает состояние не только больных, но и здоровых: изменяется ритм сердечной деятельности, нарушается цикл дыхания, поражаются сосуды. Видимо, по этим же причинам не жалуют «забойную» музыку и некоторые животные.

Собаки не равнодушны к музыке. В зависимости от мелодии у них меняется артериальное давление. Известен случай, когда хозяин одного пса приучил его слушать музыку в стереонаушниках. «Меломан» явно наслаждался записями классики, но стоило «врубить» рок или поп музыку, как собака стряхивала наушники и убегала. К поклонникам классической музыки, особенно того же Баха, относят и дельфинов.

 

Растения и музыка

Учёные (штат Колорадо) выращивали различные растения: тыкву, бархатцы, циннию и кукурузу – под различную музыку. На участке, где звучала классическая музыка, тыква быстро росла и вскоре начала виться, а вот на участке, где звучала рок-музыка, результаты были обратными. Бархатцы, выращенные по грохот рок-музыки, требовали больше воды, а через 16 дней они вовсе погибли.

От мажорных мелодий мимоза и петунья растут намного быстрее и даже расцветают на две недели раньше. Под микроскопом отчётливо видно, что протоплазма растительных клеток ускоряет движение под воздействием музыки.

 

«Зачем нужна ребёнку музыка?»

Размышляя над вопросом «Зачем нужна ребёнку музыка?», я использую свой личный опыт. Мой стаж работы преподавателем в школе искусств – сорок три года, и каждый раз мне задают этот вопрос родители, которые приводят своих детей в школу впервые.

Интерес детей к игре и творчеству – это внутренняя суть детского познания мира. Если родители готовы осознать необходимость творчества как фактора величайшей важности для дальнейшего развития ребёнка, то пусть творческая игра поначалу станет лишь необходимым фрагментом обычного урока, но, увидев реакцию детей, мы пойдём дальше, почерпнув вдохновение в их сияющих глазах.

Преподаватель Кашинской детской школы искусств Е.Л. Емельянова

2018 г.